Рекомендации по повышению доходов консолидированного бюджета от земельного налога министерства имущественных отношений Иркутской области

11 апреля 2012

 Вниманию мэров (глав) муниципальных образований Иркутской области)

1. Одной из проблем, препятствующей увеличению доходов от земельного налога, является использование физическими и юридическими лицами земельных участков без правоустанавливающих документов и без внесения соответствующих платежей.

Предлагается по данной проблеме изучить и использовать практику взыскания неосновательного обогащения с лиц, использующих земельные участки без внесения земельных платежей, посредством обращения с иском в суд в соответствии со статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в целом на территории Российской Федерации сложилась положительная судебная практика по искам о взыскании сумм неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами с лиц, использующих земельные участки без правовых оснований, в местные бюджеты.

В 2011 году министерством имущественных отношений Иркутской области в Ваш адрес направлялись соответствующие рекомендации по применению положений указанных статьей. (см. Рекомендации 2011 г.)     

2. В целях выявления и уменьшения использования земельных участков без правоустанавливающих документов необходимо активизировать работу по осуществлению органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.

3. Необходимо на постоянной основе проводить инвентаризацию земельных участков и объектов недвижимости на предмет их использования конкретными лицами.

Предоставление сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, органами местного самоуправления закреплено пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Для решения обозначенной проблемы в 2011 году УФНС России по Иркутской области заключено Соглашение о взаимодействии с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области, в котором одним из направлений совместной работы предусмотрено представление органами местного самоуправления в налоговые органы сведений о земельных участках.

В 2011 году органами местного самоуправления представлены 140,5 тыс. сведений о земельных участках, в том числе принадлежащих физическим лицам - 136,4 тыс. сведений. При этом установлено, что информация о правообладателях в отношении 15 тыс. сведений о земельных участках, принадлежащих физическим лицам, отсутствовала в базах данных налоговых органов. В отношении указанных участков произведены доначисления земельного налога за 2008-2010 годы на общую сумму 4,2 млн. рублей.

4. Необходимо на постоянной основе проводить информационно-разъяснительную работу по оформлению земельных участков, объектов недвижимости, планомерно формировать имидж добросовестного налогоплательщика.

Также следует продолжить работу органов местного самоуправления по проведению совместно с представителями Управления Росреестра по Иркутской области выездных семинаров, консультаций граждан по вопросам оформления прав на недвижимое имущество.

Опыт работы Управления Росреестра по Иркутской области позволяет утверждать, что оказание специалистами местных администраций консультаций по вопросам обращения на государственную регистрацию, а также предоставление документов на государственную регистрацию сотрудниками местных администраций по доверенности, существенным образом влияет на активность местного населения в вопросе необходимости регистрации прав на недвижимое имущество. В случае подачи документов специалистами администрации от большого количества правообладателей,  Управление Росреестра по Иркутской области готово рассмотреть вопрос об установлении конкретного времени приема документов на государственную регистрацию. 

5. Предлагаем обратить внимание на положительную практику по оказанию содействия налоговым органам в доставке налоговых уведомлений по имущественным налогам.

Так, по информации УФНС России по Иркутской области в 2011 году в адрес 363 представительных органов местных администраций направлено 135407 налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов на общую сумму 92,8 млн.руб., из которых органами местного самоуправления  по причине невручения физическим лицам возвращено 3472 уведомления, что составляет 2,6 процента. 

6. По вопросу взыскания задолженности по налогам УФНС России по Иркутской области предлагается рассмотреть следующий механизм взаимодействия с органами местного самоуправления.

Механизм взыскания налогов, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывает налоговые органы в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения по требованию об уплате налога осуществить взыскание в судебном порядке. Пропуск данного срока влечет за собой утрату налоговыми органами возможности взыскания задолженности в судебном порядке.

Неуплата местных налогов нарушает имущественные права муниципальных образований и права получателей бюджетных средств.

Учитывая, что общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет три года, УФНС России по Иркутской области предлагает рассмотреть вопрос обращения в суды от имени органов местного самоуправления с заявлением о выдаче судебных приказов на взыскание налогов в пределах общего срока исковой давности.

При этом налоговые органы готовы взять на себя подготовку всех необходимых процессуальных документов, а при возникновении спора - участие в судебных заседаниях.

7. По информации  Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области» при отсутствии в документах, изданных до 11.07.2000 г., на основании которых сведения о ранее учтенных земельных участках вносятся в государственный кадастр недвижимости, информации о категории, виде разрешенного использования, площади земельных участков, определение кадастровой стоимости невозможно. Вследствие этого указанные земельные участки не облагаются налогом. Выходом из создавшейся ситуации является представление в орган кадастрового учета наряду с документами о ранее учтенных земельных участках актов органов местного самоуправления, содержащих отсутствующие сведения.

8. В целях недопущения занижения земельного налога вследствие неверного отнесения вида разрешенного использования к определенной группе Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Роснедвижимости РФ от 29.06.2007 № П/0152, в процессе определения кадастровой стоимости, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области» предлагает в документах, определяющих вид разрешенного использования земельных участков, применять формулировки, максимально приближенные к наименованиям, использованным в Типовом перечне видов разрешенного использования.

9. Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка, которая рассчитывается в зависимости от категории и вида разрешенного использования земельного участка.

В связи с чем, в целях увеличения доходов консолидированного бюджета от земельного налога органам местного самоуправления необходимо в 2012 году продолжить работу по приведению категории и вида разрешенного использования в соответствие с его фактическим использованием и обеспечению внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.         

 

Министр

                                        В.В. Булыгин

 

 

 

Также в этом разделе:

Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в приложение 1 к Закону Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо

16 апреля 2012

Проект постановления Правительства Иркутской области «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих

17 апреля 2012
Просим рассмотреть указанный проект постановления и направить свои предложения в срок до 19 апреля 2012 г.

Проект Закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области»

20 апреля 2012
Просим рассмотреть указанный проект Закона и направить свои предложения и замечания в срок до 4 мая 2012 г.

Порядок распределения из областного бюджета в целях софинансирования подготовки к празднованию 75-летия Иркутской области

11 апреля 2012

Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области»

09 апреля 2012
Прошу Вас в срок до 20.04.2012г. рассмотреть указанный проект закона и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции Ассоциации

Проект Закона Иркутской области «О семейных (родовых) захоронениях на территории Иркутской области»

09 апреля 2012
Просим рассмотреть указанный проект Закона и направить свои предложения и замечания в срок до 20 апреля 2012 г.

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Новости

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».